Калининский район ← Рыбалка в Тверской области

Тверская область, Россия. Присоединяйтесь к землякам! Делитесь опытом, впитывайте опыт других рыбаков, общайтесь, приглашайте друзей! Размещайте фотографии в альбомах, добавляйте отчёты с рыбалки,... Подробнее
Тверская область, Россия. Присоединяйтесь к землякам! Делитесь опытом, впитывайте опыт других рыбаков, общайтесь, приглашайте друзей! Размещайте фотографии в альбомах, добавляйте отчёты с рыбалки, предлагайте снаряжение для рыбалки(для этого просто создайте тему), задавайте вопросы землякам. Создавайте места рыбалок! И не бойтесь, если Вы окажитесь первым в своём регионе — ведь вы станете первопроходцем среди земляков, которые, непременно, найдут Вас и Ваши публикации и присоединятся к осуждению и обмену опытом! Скрыть
Стать участником форума рыбаков региона

И треска, и чешуйчатый карп

         ИЗОБРАЖЕНИЕ представителей фауны на монетах — дело обычное. Львы и орлы, буйволы и бабочки, дельфины и слоны издавна украшают деньги многих стран мира. Важная составная часть нумизматической фауны — изображения рыб. Когда впервые монету украсил рыбный сюжет, сказать сложно. Немногим легче однозначно ответить и на вопрос: почему изображения этих холоднокровных водных животных так часто появляются на деньгах? Рассуждая на подобную тему, важно вспомнить, что для многих народов с древнейших времен рыбы являлись важным символом, связанным с плодородием и сексуальной гармонией. Нередко их считали посредниками между небом и землей. Употребление рыбы в пищу запрещалось у многих азиатских народов. В Ассирии, Вавилоне, Китае и других странах рыба служила символом духовной плодотворности. Позднее она стала символом углубленной внутренней жизни и знаком поднимающейся жизненной силы.

     В народной культуре славянских народов рыбы выделены в особую группу по признаку обитания в воде, способу передвижения (плаванию) и неспособности издавать какие-либо звуки (немоте). Подобно птицам и зверям, рыбы имеют своего предводителя, или "царя". Подобная роль в славянской мифологии отводилась водяному. Именно он пасёт рыбу, перегоняя ее с места на место, заключает с рыбаками договоры о месте и объемах промысла, наконец, сам может появляться в образе осетра или сома.

     Такие типичные признаки рыб, как немота и связь с водной стихией, находили оригинальное отражение в народных представлениях. Например, детям, пока они не научатся говорить, не давали ни рыбы, ни ухи, иначе они были бы долго немы. Сны на "рыбные темы" трактуются в славянской традиции чаще всего как предвестье дождя (влаги небесной) или слез. Женщине подобный сон может сулить беременность. Увидеть во сне рыбу, плавающую в мутной воде, предвещает смерть. Не случайно в славянской обрядовой традиции рыба используется в качестве поминального блюда. Пойманная в сети рыбица символизирует в свадебных песнях невесту. В народной медицине рыба используется прежде всего для лечения горячки: предполагается, что, как холоднокровное водяное существо, она способна остудить жар.

     Рыба являлась одним из первых христианских символов, что, безусловно, связано с анаграммой греческой фразы (Iesous Christos Theou Huios Soter — Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель), содержащейся в латинском слове Ichhus (рыба). Эта эмблема в качестве знака Иисуса Христа присутствует на печатях и лампадах, найденных в римских катакомбных храмах. Подобный символизм подчеркивают и евангельские тексты. В них упоминается чудесная рыбная ловля, в которой принял участие Иисус, сам Иисус проводит аналогию между ловлей рыбы и обращением людей в новую веру (отсюда и "кольцо рыбака", что носит Папа Римский). Широко известен и евангельский сюжет о кормлении четырёх (пяти-?) тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами. Рыбу изображали в сценах Тайной вечери в связи со священным обычаем есть по пятницам рыбу, а не мясо.

    Другое объяснение значения символа рыб в христианстве — это напоминание о веке Рыб, наступление которого неминуемо связано с приходом Христа. Разумеется, этот астрологический символ используется христианством в своем преломлении. Изображение трех сплетенных рыб (или трех рыб с одной головой) обозначает Троицу, явленную тем, у кого открыто духовное зрение. Подобный символ трактуется также как попытка объединить рыбу, являющуюся знаком Христа, и зодиакальный знак Рыб. На печатях, амулетах, в элементах орнамента рыба нередко соседствует с якорем и образует своего рода крест, что символизирует упование на Бога.

    Любопытно, что в Китае рыба благодаря своей особой плодовитости служит символом богатства, жизни и плодородия. Во время обрядов дождя и весны восемь сырых рыбин жертвовали богам Великих Рек и богу Богатства. Головы этих рыб символизировали начало удачи.

     Иной смысл несла в себе рыбная символика в Египте. Здесь она ассоциировалась со злосчастием, олицетворяла преступление, страх, домогательство. Однако именно в Египте почитался амулет рыбы в форме фаллоса, что связывалось с мифом о рыбе Аб, проглотившей фаллос Осириса, когда того разрубил на части Сет.

     В фольклоре многих народов имеются поверья, посвященные отдельным видам рыб. Например, славянская традицияприписывает щуке близость к нечистой силе. По примете, если щука ударит хвостом перед рыбаком — он непременно умрет. Считается, что на лбу у щуки видны крест и копье, которым был пронзен распятый Иисус Христос. Пчеловоды часто кладут щуку под освященную пасху, затем трут в порошок крестообразную лобную кость этой щуки и, перемешав с медом, кормят подобной смесью пчел весною.

    Плохие приметы связаны у рыболовов и с ершом: если он попадается при первом улове — рыбалка будет неудачной. Издавна принято сравнивать с ершами злых людей. Показательно, что об утонувшем принято говорить: "Ушел в ершову слободу".

    Ряд славянских легенд и преданий связаны с камбалой. Когда архангел Гавриил возвестил пресвятой Деве, что родится Спаситель, она сказала, что поверит в это, если рыба, что уже съедена, оживет. В тот же миг рыба ожила и была выпущена в воду. Так появилась камбала. В польской легенде повествуется, что камбала, прослышав, что рыбы выбрали себе в короли селедку, презрительно скривила рот, который таким и остался навсегда.

   

Не обошел своим вниманием славянский фольклор и треску. Считается, что два черных пятна на жабрах трески — следы пальцев апостола Петра: он взял эту рыбу двумя пальцами, когда вынимал из ее рта монету для уплаты подати.

    Почетное место занимает в поволжских народных поверьях стерлядь. Оказывается, у этой породы рыб есть свой царь. Обитает стерляжий царь в реке Суре. Его жилище находится на самом дне речной ямы и убрано жемчугом и самоцветами. Жена стерляжьего царя — русалка. По нижегородским поверьям, в лунные ночи она выходит на берег и расчесывает золотым гребнем свои зеленые волосы. Ее супруг в это время плещется возле нее. Если кто-то из рыбаков станет свидетелем подобной сцены — ни одной стерлядки ему никогда больше не поймать.

     Интересно, что змеевидных рыб — угря и вьюна — славянская традиция относит к гадам, считает их погаными, нечистыми, родственными змеям. Например, вьюна называют "змеев брат" и считают змеей в двенадцатом поколении. Отсюда и запреты употреблять этих рыб в пищу. Бытует мнение, что угря лишь тогда разрешено будет есть, "когда в семи городах рыбы отыскать будет не можно". В польском Поморье рыбаки угощают угрями 7 октября, в день, посвященный Богородице и называемый ими днем "Угревой Божьей Матери". По легенде, вьюн произошел из гвоздя, который цыган, вместо того чтобы вбить в лоб Христу, украдкой выбросил в речку. Согласно другой легенде, угорь ловится в сети ночью, в наказание за то, что хвастался перед Богом, что его никому не удастся поймать.

    Славянская мифология приписывает родственную связь с гадами и карпу. Согласно представлениям южных славян сорокалетний карп, как сорокалетняя змея, превращается в летающего змея. Совершенно по-другому относятся к карпу народы Востока. Для них эта рыба — символ смелости, настойчивости и воли — качеств, необходимых для внутреннего совершенства, а также для того, чтобы выдержать экзамены на государственную должность. Издавна восхищались на Востоке и долголетиемкарпа. Был карп и символом удачи. Существовал обычай: изготовлен-ные в виде карпа вымпелы вывешивались на мачтах кораблей или крышах, чтобы сохранить корабль или дом от пожара. В Китае карп служил своего рода эмблемой мужественности и мужской сексуальной энергии, в Японии — самурайского характера, возможно, из-за контраста между его мощными прыжками в воде и спокойствием в момент, когда он пойман и находится в руках рыбака.

    Очень может быть, что люди, утверждающие "рыбные сюжеты" на монетах своих государств, со всеми тонкостями подобной символики не знакомы, а руководствуются вещами, куда более прозаичными. Важен, скажем, промысел трески для экономики Исландии — вот и появилось изображение этой рыбы на исландских кронах. Принято заниматься разведением чешуйчатого карпа в Лаосе — отсюда и карп на лаосских монетах. Привлекают туристов среди всего прочего тропические рыбки, что в изобилии обитают у берегов Сингапура и Новой Гвинеи, — пожалуйста, любуйтесь экзотикой на монетах этих государств:

на монете Сингапура номиналом 5 центов изображена рыба, которая называется помфрет. Существует восемь родов и двадцать видов этой рыбы, на сайте монетного двора Сингапура нет подробной информации о рыбе, изображенной на этой монете.

 

на 10-и центовой монете, на фоне водорослей, изображена рыба, которая называется морской конёк.

 

 

 

на монете номиналом 20 центов изображена меч-рыба.

 

 

 

 согласно информации с сайта монетного двора Сингапура на этой монете в 50 центов изображенарыба-лев (lionfish) или крылатка — рыба семейства скорпеновых. Этим названием обобщенно называют несколько видов рыб, поэтому я не знаю какой именно вид этой рыбы изображен на монете. 

Очень часто рыбы, изображаемые на деньгах, оказываются лишенными своих индивидуальных признаков и предстают в "сильно стилизованном" виде. Распознать их породу в подобном случае весьма непросто. Вот только кого это всерьез волнует? Люди озабочены, как правило, только количеством денег в своем распоряжении, а не сюжетами, на них изображенными. Коллекционеры-нумизматы не в счет. Их число в масштабах человечества ничтожно. Их страстное увлечение в глазах окружающих — зачастую всего лишь чудачество.

  Автор: Борис Земцов.

Комментарии0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Идет загрузка...