Форум «Конкурс для охотников "Трофейная активность 2016"»

Форум конкурса для охотников «Трофейная активность – 2016». Мы приглашаем охотников со всех стран поделиться знаниями и опытом, рассказать о собственных методах и приоткрыть секреты охоты с... Подробнее
Форум конкурса для охотников «Трофейная активность – 2016». Мы приглашаем охотников со всех стран поделиться знаниями и опытом, рассказать о собственных методах и приоткрыть секреты охоты с богатыми трофеями. Скрыть
Перейти к ленте форума   или  

Царская охота. С ловчими птицами

Местоположение: Россия → Москва. Охота в Московской области
Виды рыб/зверей/дичи: Заяц, Косуля, Лиса, Перепел, Тетерев
Методы рыбалки/охоты: С ловчими птицами

 

Издревле охота с ловчей птицей была не столько способом добычи охотничьих трофеев, сколько искусством и развлечением одновременно. Не утратила она своего значения и доныне. Сегодня в мире с ловчей птицей охотятся энтузиасты в Казахстане, Германии, Японии, Италии, Испании, Пакистане, Англии, Объединенных Арабских Эмиратах, Венгрии, и многих других странах.

Орлан - фото Андрей Шалыгин

Сложно ныне в России назвать хотя бы одно место, где охота с ловчей птицей до сих пор остается профессиональной и традиционной. Пожалуй, только казахские беркутчи сегодня всё ещё верны древним традициям.

Охота с ловчей птицей

Сакральность действа, когда ловчая птица, как бы по мановению свыше, действует в интересах ловчего, завораживает. Именно поэтому саму охоту всегда возводили не просто к преследованию дичи, а как бы к демонстрации благоволения Небес к воле самого охотника. От результата такой охоты выводили и благорасположенность Бога ко всей деятельности самого охотника – удастся ему самому закогтить избранную добычу или нет.
Соколиная охота на Руси – это не только яркая страница истории России, но и символ национальной традиции, отмеченный царскими указами и даже покровительством православного святого. Русские люди, будучи охотниками по своему исконному происхождению, не просто любили охоту, возводя ее символику в сферу духовности, но и связывали с ней весь свой быт с незапамятных времен, включая главные потехи царского двора, о чем повествуют древние предания, летописи, песни и сказания. На Руси соколиные дворы держали еще князья Олег и Игорь.  При князе Ярославе Мудром (1019–1054) был построен храм Святой Софии в Киеве, где на стенных фресках лестницы, ведущей на хоры, есть сцена охоты на зайца с хищной птицей. Ко времени его правления относится и первый свод законов, так называемая «Русская Правда», где имеется ряд статей об охоте и ловчих птицах, за воровство которых полагался большой штраф. Судя по былинам, существовала соколиная охота и при князе Владимире – крестителе Руси, который не искоренил её, посчитав языческим пережитком. Так, в одной былине об Илье Муромце сказано: «Подъехал Илья Муромец к Сафат-реке, и увидел он богатыря в чистом поле … спускал с руки ясного сокола …». Упоминание о ястребах и соколах можно встретить в летописном тексте «Духовной» или поучении Владимира Мономаха (1113–1125). Игорь, князь Северский, судя по Ипатьевской летописи, попав в плен к половцам, охотился с ястребами. Памятник древнерусской литературы XII века «Слово о полку Игореве» также содержит немало сведений о соколиной охоте.                                                                                                              Насколько сильно новгородские князья любили соколиную охоту, подчас в ущерб своим прямым обязанностям, показывают несколько примеров из летописей. В 1135 году новгородцы упрекали своего князя Всеволода Мстиславича: «Почто ястребов и собак собра, а людей не судяше и не управляаше». Спустя почти 130 лет, а именно в 1270 году, подобный упрек они вменили в вину уже Ярославу Ярославичу: «Ты, княже, неправду почто чинишъ, и многы ястребы и соколы држиши? Отнял еси у нас Волхов гоголиными ловцы и иныя воды утечными ловцы, а псов држиш много, отнял еси у нас поле заечьими ловцы». Упоминание одних лишь ястребов в первом эпизоде неслучайно – территории, где проходили охоты, были большей частью покрыты лесами, что делало ястреба наиболее подходящей птицей для охоты. Кроме того, и достать его было проще. Сокола появляются лишь тогда, когда создаются более удобные условия для охоты с этими пернатыми хищниками. Ястреб в соколиной охоте средневекового Новгорода, судя по всему, является основной ловчей птицей. Это подтверждается и археологическими раскопками: кости ястребов (тетеревятника и перепелятника) преобладают над останками других хищных птиц. При посещении Новгорода Иваном III Васильевичем в 1476 г. знатные люди в числе даров преподнесли шесть кречетов и одного сокола. А именно: князь Василий Шуйский преподнес двух кречетов и сокола, Казимер – двух кречетов, Яков Короб – кречета и сын его Иван – тоже кречета. 
История донесла до нас имена некоторых новгородских помытчиков, людей, занимавшихся доставкой и сбытом ловчих птиц состоятельным вельможам и князьям. Это Марк, Савва, Микифор и Михайло, возглавлявшие печорскую княжескую ватагу. Эти люди упоминаются в документах со времен Ивана Калиты, и относятся к 1327–1329 годам. Таким образом, Москва имела свои виды на северные промыслы и, в частности, помытный, пытаясь как-то привязать северных дельцов к себе. Похоже, это было важно для улаживания дел с Ордой, которой отправлялись подарки, наиболее ценными из которых были меха, «рыбьи зубы» и ловчие птицы. Вместе с тем в XIII–XIV веках интерес к соколиной охоте в Новгородской земле, по-видимому, принимает такие масштабы, что светские сюжеты на эту тему начинают проникать даже в священные книги как изобразительный материал.
Не смотря на то, что соколиная охота существовала еще в древние времена, период ее небывалого рассвета пришелся на время правления царя Алексея Михайловича Романова. По приказу царя в столицу ежегодно привозили более двухсот ловчих птиц — соколов, ястребов, кречетов, сапсанов, копчиков и балобанов. Круглые сутки при птицах в дворцовых селах – Покровском, Коломенском, Сокольниках, находилось более ста сокольничих. Причем увидеть таинственных птиц в кретчатне не удавалось никому из посторонних. Связующая нить ловчей охотничьей птицы и царской власти прослеживается даже в геральдике. Орел, как символ царской власти появился во времена Ивана Грозного далеко не случайно, а как символ давно укоренившейся древней традиции, унаследованной еще от Византии. Еще на заре создания русского государства сокол появляется как гербовая фигура, символ основателя династии первых князей Руси. Историк О.М.Рапов (1968) говорит, что «загадочные фигуры на монетах и печатях Рюриковичей, на перстнях и подвесках, принадлежавших князьям и их дружинникам, и даже на кирпичах Десятинной церкви в Киеве не что иное, как силуэт атакующего сокола. По некоторым данным, само слово Рюрик, Рериг и даже Рарог идентифицируется с названием сокола вообще и балобана или кречета в частности. В современных славянских языках, таких, как польский, словацкий, чешский и др. этим словом обозначают балобана – птицу, схожую с кречетом.
Сокольничий был не просто доверенным лицом царя, но и постоянным спутником, а зачастую и советчиком, поэтому поступить на эту службу было очень не просто. Зачисление на службу производилось по присяге, при которой присутствовали не только люди, но и птицы – именно они были главными гостями церемонии. Процедура открывалась «Наряжанием птиц» — символическим надеванием на птиц обнасцов, клобучков и колокольцев. Не забывали в этот торжественный момент и о том, что нет настоящего сокольничего без коня – для этого в избе, где ждали государя, помещался стог сена, накрытый попоной. Вокруг сена – четыре стула для четырех лучших птиц. Весь ритуал был исполнен глубоким смыслом, сокольничему вручалась перчатка, и только после этого он брал на руку сокола.
Процедура была настолько торжественна и полна таинственного смысла, что ее неоднократно запечатлевали на своих картинах не только знаменитейшие русские художники, например Лесков, Сверчков, но и иностранные живописцы, специально приезжавшие для этого ко двору. Более того, имеются даже картины, на которых изображены сами западные мастера, пишущие с натуры сокольников, расположившись в царских палатах вместе с Алексеем Михайловичем, благосклонно взирающим на тех и других

.соколиная охота, святой трифон
Охотился царь почти каждый день, а то и чаще: «после раннего кушанья» или «до и после столового кушанья». Не торопясь, в сопровождении сотни служителей – воинов, охотников, конюхов, царь приезжал на место охоты, где уже были готовы шатры и все необходимое для его забавы. По сигналу царя, от громких звуков охотничьих рожков птицы взлетали в небо, после чего один за другим срывались ловчие птицы с рук сокольничих, и поражали добычу. После охоты самого удалого сокола преподносили царю, что бы тот полюбовался хорошей птицей. 
Надо сказать, что во времена Алексея Михайловича охота стала не только излюбленной забавой, но и приобрела политическое значение – налаживать контакты с соседними странами было намного приятней именно во время охоты. Присутствовали на царской охоте члены царской семьи и приглашенные иностранные послы. Ловчие птицы преподносились в качестве ценнейшего дипломатического подарка, а обмен охотничьими трофеями приводил к добрым отношениям между соседями. Даже в современном мире хорошая ловчая птица стоит куда больше хорошего автомобиля.
Любили охоту Петр II, Анна Иоанновна и Елизавета Петровна, любят ее по всей России до сих пор. Сегодня не просто найти людей, возрождающих традиции национальной конной охоты с ловчими птицами, потому что это «удовольствие» совсем не из дешевых. Для этого нужно иметь не только профессиональных егерей-ловчих, станции по выращиванию и натаске ловчих птиц, станции по разведению дичи, конюшни, псарни, да и собственно охотничьи угодья, где все это содержать, но и быть энтузиастом возрождения национальных традиций, так как никакого дохода с такими затратами от всего этого занятия получить просто невозможно. Но настоящие ценители национальных русских традиций еще остались, и старательно возрождают охоту с ловчими птицами. Именно этим сейчас занимается Национальный Фонд Святого Трифона, покровителя охотников и рыболовов. Не смотря на разностороннюю деятельность Национального Фонда Святого Трифона, реализация его главной задачи – это возрождение традиций русской национальной охоты. «С каждым днем все больше и больше почитателей и ценителей охоты с ловчими птицами обращаются в Фонд как для самой охоты, так и для того, чтобы оказать посильную помощь во всех наших начинаниях, рассказала исполнительный директор Национального Фонда Святого Трифона Евгения Георгиевна Ткач.  — Ведь ловчая птица – это воплощение самых смелых людских представлений о свободе, справедливости и красоте. У ловчих птиц нет инстинкта подчинения лидеру, они лишь достигают общих целей на равных основаниях – именно к этому и стремится человек в наше время, именно это помогает осуществлять наш Фонд».

соколиная охотаНациональный Фонд Святого Трифона не одинок в своих устремлениях. Например, «Соколоффонд» ставит перед собой не менее амбициозные цели и задачи, реализуя «Программу Возрождения Соколиной Охоты России». В Фонде считают, что программа — это система взаимосвязанных по ресурсам и содержанию, идей и действий, направленных на возрождение в России искусства охоты с ловчими птицами, как важной части культурного наследия и нравственного возрождения российского общества. Фонд не более не менее стремится: — сделать Россию XXI века лидером искусства Соколиной охоты; — сделать охоту с ловчими птицами цивилизованной, популярной и доступной всем гражданам России (в т.ч. женщинам и детям); — восстановить и сохранить численность диких хищных птиц; — воспитать современного охотника и гражданина, в духе патриотизма, демократических ценностей и экологического мышления.
Глубоко символично, что в Кремле существует целая служба, занимающаяся содержанием ловчих птиц, которые охраняют символ России от ворон. Пятнадцать лет назад в Кремле была организована Орнитологическая служба биозащиты, взявшая на вооружение опыт соколиной охоты. Во время утренних и вечерних «выгулов» сородичи сапсанов – соколы-балабаны и ястребы-тетеревятники забивают 10-15 ворон. Министерство Обороны регулярно заказывает для ее нужд белых нелинейных мышей (особей женского пола), что даже внесено в Госсзаказ с проведением тендеров. 
По всей России действуют питомники хищных птиц и клубы любителей охоты с ловчей птицей. Например, Питомник хищных птиц заповедника «Галичья гора» (ВГУ) работает с 1990 года. Основным направлением деятельности является восстановление популяций редких видов хищных птиц путем реинтродукции в природу выращенных в неволе молодых особей. Выпускать слетков соколов-балобанов, рожденных в питомнике, питомник начал с 1990 года. Всего выпущено на волю около 200 особей.
В 2008 года съезд любителей соколиной охоты прошел на берегу Дона именно в липецком заповеднике «Галичья гора». Заведующий питомником хищных птиц заповедника Петр Дудин, сообщил, что на съезд прибыло около 40 сокольников со своими птицами из России, Белоруссии, Украины и других стран. «За последние годы это уже шестой съезд российских любителей соколиной охоты, три из которых в разное время проходили на базе нашего заповедника», — подчеркнул П. Дудин. — Сегодня на «Галичьей горе» в научных целях и для воспроизводства содержатся около 70 хищных птиц 14 видов.
К великому счастью хищные птицы до сих пор водятся даже в самой Москве. Лучшее место в Москве для сокола-сапсана – окрестности МГУ на Воробьевых горах. И это – символично! Именно отсюда – с красивейшего и самого высокого берега реки Москвы в черте современного города — князь Юрий Долгорукий впервые обозрел окрестности и подумал: «Верно, — подсказало явившееся перед этим знамение, – здесь стоять граду великому!» Это решение князя оказалось судьбоносным, пророческим, на что обратил внимание Антон Павлович Чехов, который сказал о Воробьёвых горах: «Кто хочет понять Россию – должен посмотреть отсюда на Москву».

картинка

Сокольники, Соколиная гора, Сокольничья улица. Эти названия — дань памяти древней русской забаве. На Руси даже монеты чеканились с изображением ловчего и сокола-сапсана. Птицы гнездились на колокольнях, а в советские времен облюбовали сталинские высотки с их многочисленными карнизами и башенками. Но к середине 60-х годов почти исчезли в Московском регионе. 

ИзображениеИзображение
На Воробьевых, русский сокол «держался» во второй половине ХХ века до последнего. С 1953 года, когда было построено высотное здание Московского университета, соколы-сапсаны даже облюбовали для гнезд его многочисленные шпили и карнизы. Так продолжалось около десяти лет, до начала 1960-х. На эти годы приходится пик применения печально известных пестицидов. Вскоре от этого смертельно опасного средства борьбы с сельхозвредителями отказались. Но было уже поздно: пестициды «подорвали экологию» не только бывшего СССР, но и многих других стран и, как считают ученые, нанесли непоправимый урон популяции русских соколов. В столице последнее гнездо птицы — живого символа Москвы — нашли в 1968 году на территории национального парка Лосиный остров. Сейчас, — говорит Александр Сорокин, руководитель Русского соколиного центра, — соколы из их питомника вновь обустраиваются в столице. Наблюдатели Союза Охраны Птиц России, к счастью, отмечают, что сокол действительно живет в черте Москвы.
Популяцию сокола-сапсана уже в течение нескольких лет пытаются восстановить специалисты Русского соколиного центра ВНИИ охраны природы. В их питомнике обитает около 20 видов пернатых хищников, в том числе и подвид, завезенный из Германии, Швейцарии и других стран. А вот отечественного генофонда русского сокола здесь нет. Однако на помощь профессионалам разведения соколов выступают и многочисленные любительские организации.
Питерский Сокольничий Клуб "Кречет" был создан в 1997 году, как объединение людей, интересующихся соколиной охотой. Клуб "Кречет" работает по нескольким направлениям. Развитие соколиной охоты не является целью существования Клуба, а служит средством достижения природоохранных, образовательных, просветительских и воспитательных задач. Как утверждают организаторы в своих анонсах: «Для нас понятие "Сокольник" — больше, чем просто человек с птицей на руке, занимающийся любимым делом. Он должен взять на себя ответственность за судьбу хищных птиц и природы в целом. Он, прежде всего, должен быть Человеком с большой буквы и понимать, что сокольничество не развлечение, — а серьезное благородное дело. Поэтому мы по-новому смотрим на соколиную охоту и стараемся быть авангардом сокольничей культуры 21 века». Некоторое время «Кречет» даже проводил «Слеты сокольников Северо-Запада России» и снимал фильмы. Однако со временем эти инициативы заметно угасли.
Однако не только в Москве и Питере растет число поклонников соколиной охоты. Чуть ли не в культовое занятие онасоколиная охотапревращается в арабских странах. Поэтому, как рассказал Александр Сорокин, контрабанда сапсанов становится рядовым явлением. Сотрудники Центра разводят редких соколов-балабанов, черных коршунов не только для охоты. Специально обученные ястребы-тетеревятники отпугивают бесцеремонных столичных голубей и ворон от архитектурных памятников Кремля, разгоняют опасное скопление птиц на аэродромах.
Если соколиная охота распространена и в других странах, то охота с беркутом на зайцев и лис является достопримечательностью Средней Азии. В этом году казахские охотники собрались в Астане, чтобы продемонстрировать свое мастерство, которое было практически предано забвению в советские времена. По словам охотников, они хотят донести молодому поколению традиции их предков. Соколиная охота была всегда популярна среди правителей Казахстана. Наездник с хищной птицей, сидящей у него на запястье, давно стал символом азиатских степей. При советском режиме охота считалась элитным занятием, и власти пытались препятствовать ее распространению. Однако после того как Казахстан получил независимость 13 лет назад, интерес к охоте в стране стал расти. Сегодня в Казахстане насчитывается около 40 официально зарегистрированных сокольничих. Многие казахские охотники живут в соседней Монголии. 
Хорошо видно, что сама по себе идея соколиной охоты как таковая в России находится в состоянии разрозненной реализации любителями-энтузиастами да в качестве неосновной деятельности для некоторых профессионалов. Именно поэтому Национальный Фонд Святого Трифона, покровителя охотников и рыболовов, избрал возрождение соколиной охоты на Руси одним из основных направлений своей деятельности по восстановлению русских традиций. Фонд ставит своей целью объединение профессионалов и энтузиастов этого редкого национального искусства под своей эгидой и оказание им помощи в нелегкой миссии реинсталляции исконных традиций нашей Великой Страны.
Подробно о методике вынашивания, тренировки и обучении ловчей птицы можно узнать из специальной литературы, а также проконсультироваться у егерей Фонда. Из книг и публикаций мы можем порекомендовать статьи казанского сокольника Ильдара Еналеева в журнале «Охота и рыбалка XXI век», труды В.Е.Флинта и А.Г.Сорокина «Сокол на перчатке» и В.М.Федорова, О.Л.Малова «Соколиная охота». 

По материалам Интернета. Источник: www.ebftour.ru/articles.htm?id=595, www.kknoka.ru/topic/1592/

Мои примечания:  Существуют две основные версии проникновения соколиной охоты в Европу. По одной – она появилась благодаря скифам и сарматам в I–III в. н. э., при этом движение из Азии шло как бы в охват Средиземноморья по территории северного побережья Африки и через Центральную и Северную части Европы. По другой – пришла в Европу вместе с гуннами или аварами.
Изображение
Первые достоверные свидетельства о соколиной охоте в западноевропейском регионе относятся к пятому столетию. В рукописи 499 года н. э., автор сообщает, что он в годы юности наряду с лошадью и собакой имел и хорошо подготовленную ловчую птицу. Известная мозаика из города Аргоса (Пелопоннес), изображающая сцену соколиной охоты, датируется также V в. н. э., к этому же времени относится и мозаика из Карфагена. Начиная с этого времени, ловчие птицы постоянно упоминаются в так называемых варварских Правдах, регламентирующих правовые отношения среди германцев.
Что же касается нашей страны, то вопрос, откуда соколиная охота пришла на Русь и, особенно, когда, пока остается открытым. Очевидно, что славяне, в особенности южные, были первыми, кто перенял этот вид охоты от степняков, и мы не знаем об этом только по причине отсутствия письменности. Первые достоверные сведения о соколиной охоте у славян относятся примерно к IX в., то есть ко времени, когда на Западе она уже получила широкое распространение. Это изображение человека на коне с птицей на руке, найденное в Моравии (исторический регион Чешской республики) в местечке Старо Място.
Мнение о появлении соколиной охоты на Руси в связи с вторжением татаро-монголов выглядит несостоятельным.Ряд письменных свидетельств и археологических находок говорит о том, что охота с ловчими птицами существовала задолго до их прихода.

ИзображениеВосточные славяне могли познакомиться с ней, «соприкасаясь» со степными кочевниками, а также от западных или южных славян, контактировавших с германцами и византийцами. У последних она известна примерно с V–VI века н. э. На становление соколиной охоты на Руси могли оказать влияние и скандинавы, у которых она была достаточно развита, о чем упоминается во многих скандинавских сагах, а останки ястребов и соколов постоянно обнаруживаются в могилах знатных викингов. Контакты с Византией также оказывали свое влияние, ведь если мы переняли их религию, то обычаи и развлечения византийского двора также не остались без внимания со стороны правящей верхушки тогдашней Руси.

Комментарии6

В 1991 году Государственный банк СССР начал выпуск монет необычной серии «Красная книга». На монетах были изображены редкие виды животных, занесенных в Красную книгу Советского Союза. Были выпущены в обращение всего 2 монеты, после этого СССР прекратил свое существование, а выпуск новых монет этой серии продолжил Центральный банк Российской Федерации. 10 ноября 1994 года он выпустил в обращение монету  50 рублей «Сапсан». Сапсан – это хищная птица, относится она к семейству соколиных.  Сапсан – крупная птица, размером около 35-50 см, у нее темное оперение спины и пестрое светлое брюхо. Верхняя часть головы и «щеки» — черные. Самки на треть крупнее самцов. На Руси именно сапсанов называли соколами и использовали для соколиной охоты. Это самая быстрая птица на свете, она может пикировать со скоростью 90 метров в секунду, в горизонтальном полете сапсан немного уступает в скорости только стрижу. Во время охоты сапсан планирует в небе, выбрав добычу, пикирует вниз под прямым углом с огромной скоростью и бьет добычу лапами. За счет скорости удар получается очень сильный, убивающий мгновенно. Охотится сапсан на птиц среднего размера (уток, голубей, скворцов), иногда на небольших млекопитающих (мышей, белок, зайцев).

  В Казахстане, действительно, во всяком случае, 1971 — 1974 года, когда я там был, такая охота там была, я наблюдал, как они натаскивают своих соколов, беркутов, ястребов. Так там есть где охотиться с этими птицами, там без крайние степи. А у нас в России не везде так можно поохотиться, хотя таких мест, где есть где разгуляться этим птицам и у нас хватает. Охота очень увлекательная и добычливая.

Мокропуло Петр и Надежда,
  В Казахстане, действительно, во всяком случае, 1971 — 1974 года, когда я...  >>> 

Соколиная охота.
Всё, что любовь нам всем дает
Непревзойденным наслажденьем,
Что для души как терпкий мед
И вдохновенное волненье,
Что ветром ввысь мечту несет
Предполагая восхищенье, -
…тот сладкий миг и то воззренье -
Когда сапсан добычу бьет!! 

Сойдя с руки в тот главный миг
И набирая скорость быстро,
В крутом пике мгновеньем сник
Несясь стрелою в небе чистом,
И настигая стайку птиц
Врезается в нее со свистом,
…и ставкой в такт, ударив быстро

Взлетает пулей тут же ввысь! 

И развернувшись в небе светлом
И группируясь в груду силы,
Бессмертье — сея взглядом милым
Но, тем не менее, он смертный -
— таит удар в когтях великих,
Пронзив открыто свою жертву…
…но в восхищеньях разноликих
Ему прощается, как ветру -
— сие убийство на утеху…
А может быть залог успеха -
Упорный труд — как миг удачи?… 
…тем и славна — царей потеха,
А как же может быть иначе…

Стихотворение Вячеслава Збарацкого.

Шарыкин Евгений,
Соколиная охота. Всё, что любовь нам всем дает Непревзойденным...  >>> 

  Очень красивая охота, Женя, я несколько раз наблюдал, очень давно 1972-74 года.

Мокропуло Петр и Надежда,
  Очень красивая охота, Женя, я несколько раз наблюдал, очень давно 1972-74...  >>> 

Стихи Бориса Садовского. ПОЛЁТ СОКОЛА

Всего прекрасней — сокола полёт.
Я полюбил следить за ним часами,
Когда, дрожа и трепеща крылами,
На краткий миг он в воздухе замрёт.
Горд красотой и вечно одинок,
Как молния, сверкающим изломом
Он мчится в горы, где ревёт поток,
Где древний дуб поник, спаленный громом.

В изгибе крыл, в прямой стреле хвоста
Идея красоты, — она проста:
В гармонии аккорда нет согласней.
Я красоту люблю в стихе, в цветах,
В наряде жён, в улыбках, в облаках,
Но сокола полёт — всего прекрасней.

Источник: falcation.org/forum/viewtopic.php?id=176

Шарыкин Евгений,
Стихи Бориса Садовского. ПОЛЁТ СОКОЛА Всего прекрасней — сокола полёт. Я...  >>> 

Соколиная  идёт  охота.
 Клёкот  слышится  и  шелест  крыл.
 Сокол  рождён  для  чувства  полёта,
 Небу  жизнь  он  свою  посвятил.

 Нет,  не  может  он  жить,  не  летая.
 Нет,  не  может  он  без  высоты.
 Ввысь  летит  он,  стрелою  взметая.
 Камнем  падает  без  суеты.

 Без  стрельбы  всё  идёт,  без  погони.
 Ни  к  чему  здесь  загоны  и  псы.
 Люди  стоят  вдалеке  и  кони,
 В  тени  лесостепной  полосы.

 Прячутся  птицы,  зайцы  и  лисы,
 Те,  кто  бдительность  всю  растерял.
 Нет  здесь  времени  на  компромиссы,
 Сделав  круг,  сокол  цель  свою  взял.

 Всё  будет  спокойно,  без  шума
 И  ошибка  здесь  исключена.
 Как  молнией,  как  выстрел  гарпуна,
 Жертва  соколом  поражена.

Автор Андрей Гладких

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Идет загрузка...